Как Яков Скрыпник поднимал колхоз

Мой дед Скрыпник Яков Макарович родился и вырос в небольшом селе с красивым названием Большие Луки.  Его мать Евдокия и отец Макар были неграмотными, занимались крестьянским трудом. В семье было пятеро детей: четыре сына и дочь. Жили на краю села, недалеко от речки Баган, в низенькой пластяной хате, а потом построили себе саманный домик-мазанку. Отец сильно болел и умер рано, мать одна растила детей и очень хотела, чтобы они учились.

Вся семья была дружной, дети помогали матери и старались учиться. Старшие закончили по четыре класса. Младшего Якова отправили учиться в пятый класс в Чёрнокурьинскую школу Карасукского района за 29 км от села. Каждое воскресенье в любую погоду он шёл в интернат с нехитрым запасом продуктов на неделю, заботливо собранных матерью. Так Яков окончил семилетку, получив по тем временам хорошее образование.

По окончании школы мой дед работал учётчиком тракторно-полеводческой бригады, позднее был призван на службу в ряды Красной Армии в город Иркутск, а затем продолжил служить в Прибалтике.

Здесь застала молодого Якова Великая Отечественная война, где он познал все её тяготы: участвовал в кровопролитных боях, не раз выходил из окружения. Дошёл до города Калинина, где в 1942 году был ранен и отправлен в госпиталь в Москву, а затем в Саратов на долечивание.

Ранение было серьёзным, Якова комиссовали, и он вернулся в родное село. Судьба распорядилась так, что военкоматом он был отправлен на службу в НКВД (позже КГБ). Лейтенант Скрыпник был назначен комендантом по надзору за ссыльными и поселенцами села Меньшикова и других окрестных деревень Венгеровского района.

Встречаясь с людьми, наблюдая за их жизнью, Яков Макарович видел, как нелегко им приходится жить, особенно вдовам и многодетным семьям: скота в селе было мало, да и тот падал от бескормицы, люди недоедали, по 10–15 копеек получали за трудодень, ходили как тени.

Шёл 1951 год. Колхозников шести ближайших деревень собрали вместе: шёл разговор о слиянии хозяйств и выборе нового председателя. Кандидат на эту должность был привезён и ожидал итогов голосования. Но неожиданно одна из колхозниц сказала: «Ваш кандидат может и хорош, но у нас есть тут комендант – Скрыпник, который нас, баб, уговаривает – потерпите, дескать, всё плохое пройдёт, жизнь наладится. Вот пусть он и наладит…».

Яков от неожиданности смутился, а после минутного молчания обратился к односельчанам: «Если вы мне поможете и будем вместе работать, то я согласен». «Поможем!» – закричали в зале.

Но начальство не хотело переводить Якова на новую должность: «Подумай-ка хорошенько своей головой! В шести деревнях порядка нет, жизнь не налажена! У тебя, думаешь, получится во всём порядок навести?» Но Яков не сдавался: «Не могу отказаться, меня люди выбрали, значит, мне доверяют!»

Вскоре пришёл приказ о назначении Якова Макаровича на новую должность, в которую он окунулся с головой. Нелегко ему пришлось: приближалась посевная, зерна мало, скота ещё меньше, кормов не хватает, люди работают полуголодные. 

Тогда новый председатель обратился к народу: «Я обещал жизнь наладить, но без вас, ваших усилий у меня ничего не получится! Давайте будем вместе работать, несмотря на все трудности, а осенью, после уборочной, я выдам каждому по 1 кг зерна и по 1 рублю за каждый отработанный трудодень».

И люди поверили своему председателю, работали, не считаясь со временем и трудностями: вовремя посеяли, скот выправился на выпасах, сено косили даже старики и дети.

Но по сводкам колхоз почему-то оказался в хвосте. К концу сенокоса Скрыпника вызвали в райисполком, отругали и пообещали половину скота забрать, но скот Яков Макарович не отдал, пообещал рацион урезать, но продержаться. А уже в ноябре оказалось, что сена в колхозе больше, чем указано в сводках. К концу зимовки «излишков» образовалось 20 тысяч центнеров. Заседание Исполкома районного Совета решило «излишки кормов» передать в голодающие хозяйства, но председатель заявил: «Даром кормов не дам, а вот за взаимовыручку какую-нибудь, пожалуйста!»

На заявление Скрыпника ответили дипломатическим молчанием, но корма забирать не стали.

Ещё хуже получилось с обещанными выплатами за трудодни, так как существовал закон: на оплату трудодней выделялось лишь 15% средств от хлебосдачи. А Яков Макарович пообещал выдать по 1 рублю за трудодень каждому колхознику, а обещанное зерно люди получили сразу по завершении страды.

Что тут началось! Приехал прокурор, районное начальство, и своевольного председателя хотели снять с должности и отдать под суд. Но Скрыпник твёрдо заявил: «Вы можете меня хоть сейчас посадить, а зерно у людей я отбирать не буду!»

Райком был вынужден закрыть глаза на строптивость председателя, ведь колхоз «Гигант» числился уже в передовиках.

А Яков Макарович выполнил и вторую часть обещания по выплате денег. По первому морозу на каждом отделении забили по 10 голов скота, продали мясо, поменяли молоко на масло и тоже продали в городе, а когда отторговались, выдали колхозникам по 1 рублю 3 копейки за отработанный трудодень. Жизнь в колхозе постепенно начала налаживаться.

В 1954 году колхоз «Гиган» собрал огромный по тем временам урожай – 18 центнеров с гектара. На вырученные за зерно деньги во всех шести сёлах провели радио и электричество и первыми в области ввели авансированную оплату труда.

Зимой 1961 года Скрыпник Яков Макарович был переведён на должность директора более крупного Рямовского совхоза, в котором было девять отделений.

Через пять лет добросовестной работы в Рямах Яков Макарович был награждён орденом Ленина, а в мае 1971 года – медалью «За трудовое отличие», затем именными золотыми часами.

В 1972 году Я.М. Скрыпник был назначен на должность начальника Купинского управления сельского хозяйства. Но «кабинетная» работа была ему не по душе, и уже в мае 1975 года его перевели в Куйбышевский район директором крупного откормочного хозяйства совхоза «Мирный», где он проработал до пенсии.

К сожалению, я никогда не видела своего деда, но знаю о нём из рассказов бабушки и папы. В нашей семье бережно хранят память о нём: фотографии, газетные вырезки. Я горжусь своим дедом: он для меня пример смелости, честности, справедливости и трудолюбия.

Материал с сайта "Народная летопись" 

Отправитель: Дарья Скрыпник

Комментариев нет:

Отправить комментарий