Воробьёва Мария Даниловна


Мария Даниловна Воробьёва воспитывалась в семье, где было шестеро детей. Когда началась война, ей было всего 13 лет. В первые же дни войны на фронт забрали отца, а через два дня – брата. «Так 13-летней девочкой моя мама стала в семье старшей. Все хлопоты: домашняя работа, работа в поле с утра до позднего вечера – легла на её хрупкие плечи, как и на всех детей этого поколения. Работа до изнеможения. И всё бы ничего, но постоянно было чувство голода. В 1942 году маме доверили ключи от складов, куда свозили на хранение хлеб с полей. Радости не было предела: ведь приёмка зерна не требовала больших усилий. 
Как бы ни было трудно в дни войны, были и минуты радости. Уставшие, они все равно бежали вечером на танцы. Пели и плясали под гармошку. А гармонистом был Пётр Иванович Воробьёв, которого по состоянию здоровья на фронт не забрали. Мама хорошо пела. Между певуньей и гармонистом завязалась дружба и длилась до 1949 года. 14 декабря 1949 года молодые поженились. Вместе они прожили 64 года, вырастили троих детей, всем дали образование. Но в 2013 году папы не стало», – рассказала дочь, Л. П. Нестерова. 
Жили все 64 года супруги дружно. Вот почему, несмотря на то, что прошло почти пять лет, как нет мужа, Мария Даниловна, выходя из дома, садится на лавочку и ждёт своего любимого. А заходя домой, она подходит к гармошке, кладёт на неё руки, как бы отчитывается за прожитый день. Гармонь рядом, значит, и муж рядом. 
Трудовой стаж у Марии Даниловны 42 года. Она – труженица тыла, ветеран труда. И хотя дети, внуки могут помочь во всех её домашних делах, она старается делать всё сама. А вот что рассказала о своей маме Н. М. Капустина: «Моя мама, Лидия Григорьевна Боброва, родилась в селе Павлово. В семье было пять детей, но все рано умерли, и Лида осталась одна. Жила с матерью, начала учиться, но обуви не было, одежды тоже – в школу ходить было не в чем. Закончила три класса и больше не училась. В 1942 году переехали в Венгерово, жили, где придётся. Вместе с мамой Лида работала в пимокатне – вязали из шерсти носки солдатам. А у вязальщиц ноги мёрзли: не было ни тёплых носков, ни обуви. Мама Лиды решила взять немного шерсти и связать дома носки дочери. Но бесследно это не прошло. Годы были суровее некуда. Мать осудили и сослали в Иркутск. 
В 14 лет Лида осталась одна. Продолжала работать на пимокатне, затем быткомбинат, столовая. Но труд везде был ручной. Воду в столовую носила с речки. Питание, хоть и работала в столовой, было плохое. В 14 лет Лида выглядела девятилетней. Жила по-прежнему на квартире. Дрова, чтобы отапливаться, приходилось заготавливать самой. 
Жизнь шла своим чередом. Работала на кирзаводе, в райпотребсоюзе разнорабочей, санитаркой в районной больнице. Не раз была премирована денежной премией, ценными подарками, имеются благодарности за добросовестный труд. В 1946 году её наградили медалью «Труженик тыла». К сожалению, медаль утеряна. 
В 1971 году ей было присвоено звание и вручена медаль «Ветеран труда». Трудная жизнь не сломила маму. И я благодарна судьбе, что она у меня есть и что я сегодня могу хоть как-то скрасить всё, что она пережила». *** Прекрасный возраст 90! Его прожить не так-то просто! В кругу семьи, в кругу друзей вы встретили свой юбилей! Живите, родные, долго-долго и не считайте вы года. Пусть внимание, уважение и здоровье вам сопутствуют всегда!
                              "Венгеровская газета" Подготовила Ирина Лемешко.


Комментариев нет:

Отправить комментарий